Ретроспектива Вильяма Бруя в ММСИ
Сегодня в Московском музее современного искусства (Петровка, 25) открывается ретроспективная выставка Вильяма Бруя, охватывающая пятьдесят лет карьеры художника, начиная с ленинградского периода шестидесятых годов и до наших дней. Ядро экспозиции составляют работы ленинградского периода: именно они заложили основу для всех последующих этапов творчества Бруя — иерусалимского, американского, французского.
Представленные в экспозиции гравюры ленинградского периода находятся в собраниях многих музеев мира, в том числе Эрмитажа. Находясь под влиянием знаменитой ленинградской графической школы, Бруй создал собственный стиль офорта, используя технику сухой иглы как наиболее «контактный», непосредственный способ формообразования в гравюре. Экспериментируя с различными гравюрными техниками, художник добился такого эффекта, при котором поверхность оставляет оптически-тактильное впечатление движения массы живых микроорганизмов. В это же время Бруй пришел к геометрии. Однако фактура его геометрических фигур не механистична, не бесстрастна — она оживлена тем же самым движением атомарных частиц. Этот прием чрезвычайно важен для всей эволюции художника.
Серия EX ADVERSO подводит итог ленинградскому периоду в творчестве Бруя. Изысканные офорты этого цикла сложились в авторскую книгу, которая также демонстрируется на выставке. Выпущенная в девяти экземплярах, она создавалась совместно с философом и искусствоведом Григорием Капеляном (он же Доктор Грабов, написавший «междусловие»). Книга порывает с традициями функционального оформления — это визуально самодостаточный «текст, не предназначенный для чтения».
Сорок лет назад Вильям Бруй покинул СССР, но в его эмиграции не было ни драмы, ни политики — скорее его интересовал мировой контекст искусства. В 1971 году художник попал в Нью-Йорк, где преобладала так называемая пост-живописная абстракция. На этой основе Бруй создал новую серию United Fields («Объединенные поля»). Здесь все по-новому — масштаб, техника и, самое главное, «психика живописи», по выражению Казимира Малевича. Картины из этой серии представляют собой огромные темные поля, и сквозь эту темноту кое-где пробивается белый цвет — вот метафизика самозарождения света.
Далее Бруй начал работу над серией Temple («Храм»), растянувшуюся с начала восьмидесятых до начала 2000-х. Эта идея пришла к художнику еще в Ленинграде, когда в библиотеке Эрмитажа он впервые увидел планы разрушенного иерусалимского храма. Бруй увлекся всем, что связано с храмом: историей строительства, архитектурой, археологией, его местом в иудейской эсхатологии. За художником даже закрепилась репутация эзотерика. Мистическая архаика есть и в серии ETRUS — магические знаки или письмена исчезнувшего народа этрусков.
Искусствовед и философ Григорий Капелян о творчестве Вильяма Бруя: «Я увидел его работы 28 лет назад в Нью-Йорке. На черноземных пространствах его тогдашних полотен происходило гармоническое взаимоотрицание художника и обрабатываемой им поверхности: автор неотступно и неустанно утверждал тьму, а его холст столь же неумолимо источал свет. Наверное, он тогда испытывал то же воодушевление, которое лет 800 назад посетило Роберта Гросстеста, когда он убедил себя и других в том, что свет является первичной формой материи, а бесконечностей может быть много, и одна другой больше».
Вильям Бруй родился в Ленинграде в 1946; там же окончил художественную школу. В 1959 юный художник выставил свои произведения в собственной квартире. В 1961 он устроился подмастерьем в граверную мастерскую, где познакомился с ведущими мастерами шестидесятых годов. В 1963 начал работать с абстракцией. В 1965–70 сотрудничал с полуофициальной галереей «Лавка художников», принимал участие в групповых выставках художников Ленинграда. В 1971 переехал в Париж, выставлялся в Cité Internationale des Arts, галерее Anton Meyer в Женеве. В том же году познакомился с Алексом Либерманом, арт-директором журнала Vogue в Нью-Йорке, который стал его меценатом и ввел его в круг артистической элиты Нью-Йорка. В 1973 Бруй создал серию работ Unified Fields; музей Гуггенхайма приобрел у художника одну работу из этой серии, а Музей современного искусства (МoМА) — четыре работы. В 1975–77 Нортон Додж пополнил свою коллекцию неофициального русского искусства тремя десятками работ Бруя, а в 1980-е годы организовал несколько выставок с участием этих картин. В 1973–83 для художника наступили золотые времена: он много выставлялся, в том числе в нью-йоркской галерее Andre Emmerich, одной из самых престижных галерей современного искусства. В настоящее время Вильям Бруй живет и работает в своем поместье в Нормандии.
Выставка продлится до 27 февраля 2011 года.
Источник:
Статью Вадима Алексеева «Аристократ духа. Свободный художник Вильям Бруй в Москве» читайте на AI.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110125_mmsi_brui.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110125_mmsi_brui.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.